четверг, 29 ноября 2012 г.

Глава 3 "О том, что человек имеет"
На имеющееся у нас состояние следует смотреть, как на

ограду от всевозможных бед и напастей, а не как на разрешение

или даже обязательство купаться в удовольствиях. Люди, не

получившие наследства, и достигшие благодаря тем или иным

талантам, возможности много зарабатывать, почти всегда начиняют

ошибочно считать свой талант -- основным капиталом, а

приобретаемые через его посредство деньги -- прибылью. Поэтому

они из заработка не откладывают ничего с целью составить

неприкосновенный фонд, а тратят все, что удается добыть.

Обычный результат этого -- нищета; их заработок прекращается

или после того, как исчерпан их талант, если это талант

временный (как, напр., в искусствах), или же потому, что

исчезли особые условия, делавшие данный талант прибыльным. В

весьма благоприятных условиях находятся ремесленники:

способность к ремеслу теряется не легко, или же может быть

заменена работою помощников, а к тому же их изделия суть

предметы необходимости, и следовательно, всегда найдут сбыт;

вполне справедлива поговорка -- "ремесло -- это мешок с

золотом". -- Не так обстоит дело с художниками и разными

артистами, именно поэтому им и платят так дорого. Но поэтому же

зарабатываемые ими средства должны считаться капиталом, они же,

к сожалению, видят в них прибыль и таким образом сами идут к

нищете.

Напротив, люди, получившие наследство, отлично знают -- по

крайней мере в начале -- что составляет капитал, и что --

прибыль. Большинство постарается надежно поместить капитал, не

будет его трогать, а даже, при возможности, станет откладывать

хотя 1/8 дохода, чтобы обеспечить себя на черный день. Поэтому

обычно такие люди остаются состоятельными.

Сказанного нельзя применять к купцам: для них сами деньги

служат, подобно рабочим инструментам, средством дальнейшего

обогащения; поэтому они, даже если деньги добыты ими самими,

желая сохранить и приумножить их, будут пускать их в оборот. Ни

в какой среде богатство не встречается столь часто, как в этой.

Можно сказать, что по общему правилу люди, испытавшие

истинную нужду, боятся ее несравненно меньше и поэтому более

склонны к расточительности, чем те, кто знаком с нуждой лишь

понаслышке. К первой категории принадлежат люди, благодаря

какой-либо удаче или особым талантам быстро перешедшие из

бедности к богатству; ко второй -- те, кто родился

состоятельным и остался таким. Обычно эти последние больше

заботятся о своем будущем и потому экономнее первых. Это

наводит на мысль, что нужда не так уж тяжела, как она издали

кажется. Однако, вероятнее, что истинная причина здесь другая:

тому, кто вырос в богатстве, оно представляется чем-то

необходимым, предпосылкой единственно возможной жизни -- так

же, как воздух; поэтому он заботится о богатстве не меньше, чем

о своей жизни, а следовательно, окажется, вероятно, аккуратным,

осторожным и бережливым.

Напротив, для человека, выросшего в бедности, она кажется

естественным состоянием, а свалившееся ему каким-либо путем

богатство -- излишком, годным лишь для наслаждений и мотовства;

исчезло оно -- человек обойдется и без него, как обходился

раньше, да к тому же спадет с плеч лишняя забота. Здесь уместно

вспомнить слова Шекспира: "Должна оправдываться поговорка, что

сев верхом, коня загонит нищий"

Комментариев нет:

Отправить комментарий